Как студенты московского Киноколледжа выезжают бродячим театром в Кадников

В июле прошел уже ставший традиционным летний выезд бродячего театра от московского киноколледжа № 40. На протяжении десяти лет студенты приезжают в маленький город Кадников под Вологдой к воспитанникам местных детских домов и интернатов. В этом году, помимо спектаклей и творческих мастерских, они устроили в городе цирковое шествие, посмотреть которое приехали даже жители из соседних деревень.

Как студенты московского киноколледжа выезжают бродячим театром в Кадников

В июле прошел уже ставший традиционным летний выезд бродячего театра от московского киноколледжа № 40. На протяжении десяти лет студенты приезжают в маленький город Кадников под Вологдой к воспитанникам местных детских домов и интернатов. В этом году, помимо спектаклей и творческих мастерских, они устроили в городе цирковое шествие, посмотреть которое приехали даже жители из соседних деревень. Средства на проект собирают с помощью краудфандинга — и сейчас продолжается сбор на planeta.ru, чтобы погасить долг перед компанией, предоставившей бродячему театру автобусы.

Как преподаватели и студенты киноколледжа устраивают концерты для детей, оставшихся без попечения родителей, преодолевают недоверие жителей и меняют жизнь города, узнали «Такие дела».

Фото: предоставлено Киноколледжем №40

ОЛЬГА ЛИМПАН

Организатор выезда

Студенты киношколы (сейчас — киноколледж. — Прим. ТД) с 1991 года ездили по всей России в детские дома, интернаты, дома престарелых. Педагоги школы понимали, как это необходимо для ребят, которые занимаются искусством, потому что эта сфера требует очень глубокого сочувствия, эмпатии и проникновения в разные судьбы.

Фото: предоставлено киноколледжем №40

Формат был таков: мы искали места, в которых находились люди в сложной социальной ситуации, и показывали им представление, а потом делали что-то совместно со зрителями — в зависимости от их возраста и состояния здоровья. Например, с детьми мы делали спектакли, которые затем показывали в интернатах для больных малышей. Так дети могли почувствовать, что тоже могут что-то сделать для других, а наши студенты были проводниками между ними.

Задача в том, чтобы каждому уделить внимание, чтобы каждый ощутил собственную важность и нужность, и именно искусство позволяет этого достичь с помощью разных форм. Например, у нас была экспедиция, где мы работали с людьми в колясках, которые не могли ни слышать, ни говорить. Мы делили всех на пары: человек в коляске в костюме и с реквизитом играл персонажа, а наш студент — его душу. Они вдвоем передвигались и играли свои роли.

В одном детском доме, куда мы собирались приехать, был карантин, и мы стали искать другое место. Нам посоветовали город Кадников в Вологодской области — там есть очень много социальных учреждений: два детских дома, два интерната, дом престарелых. Еще во времена блокады в этот город свозили детей. Мы просто взяли и поехали — практически наугад.

Во многих местах мы сталкивались с сопротивлением: когда мы приезжаем в детские дома, то вносим что-то другое в детскую жизнь, и администрации не всегда этому рады. Но в Кадникове все иначе. Это было невероятно — в первом детском доме, с которым мы подружились, нас приняли полностью. Воспитанники этого детдома даже стали ездить к нам в Москву — мы на неделю брали детей в семьи.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ«Хочу по-другому»

Теперь мы приезжаем в Кадников дважды в год. Сначала работа идет с социальными учреждениями: показываем представления, учим, проводим мастер-классы, на которых играем, рисуем и поем. Студенты сами выбирают репертуар — в зависимости как от собственных желаний, так и от возраста наших зрителей. Выбирается материал, который одновременно вдохновляет учащихся на творчество и подходит для программы, для разных групп детей. Например, в этом году мы показывали сказку про собачку Соню и взрослую постановку по мотивам сборника Хулио Кортасара «Конец игры».

Первое время люди просто не верили, что что-то можно поменять, но мы постепенно искали способы доказать обратное и привлечь внимание. Мы позвали горожан восстанавливать парк Победы: красить детскую площадку, организовывать общий праздник. Теперь у нас даже есть общая традиция — вечерний костер. На него могут прийти все жители города и петь с нами песни.

Сейчас мы разбили палаточный лагерь в парке Дружбы, в этом году приехали 79 человек. Раньше это был просто заброшенный сквер на окраине города, мы этот парк оборудовали — построили здесь сцену, качели, горку, проводим здесь различные представления.

В этом году мы также привлекли к проекту наших партнеров, компанию Move to Circus, которой руководят замечательные люди — супруги, сделавшие в Израиле центр развития для детей с помощью цирка. Они приехали с цирком в Россию на неделю — и сразу в Кадников. У детей, конечно, большой праздник — к ним приехал цирк! Им показывают жонглирование, акробатику, потом учат этому. Было совместное представление, где мы показывали результаты этих мастер-классов.

Это невероятно трогательно: дети схватывают все новое с невероятной страстью. Теперь мы хотим сделать приезд цирка регулярным.

АЙЛАНА КУУЛАР

студентка киноколледжа

Я уже седьмой год учусь в киноколледже и за это время побывала более чем на десяти выездах в Кадников. Для меня, как и для остальных, это добровольная часть образования. Подобные программы очень важны для актеров и искусства — мы учимся понимать людей.

Айлана КууларФото: из личного архива

Мы всей мастерской за несколько месяцев до очередного выезда начинаем подготовку: ищем деньги и спонсоров, думаем над программой, собираем реквизит. На летних выездах мы подключаем к процессу и детей из детских домов и интернатов. Зимой у нас такой возможности нет, потому что мы приезжаем только на один день с новогодней программой.

Программа выезда обычно меняется каждый год в зависимости от того, что нужно в Кадникове. В этом году очень просили разукрасить стены [в интернате и социальном приюте] — и это совпало с желанием студентки, которая специально приехала, чтобы красить и рисовать. Есть и наши пожелания того, что мы хотим сделать. Например, в прошлом году мы впервые выехали в соседние деревни с нашим бродячим театром, провели в них выступления и небольшие благотворительные базарчики (мы собираем в Москве одежду, игрушки и книжки).

Во время выездов происходит очень много знакомств, очень много взаимодействия между студентами и воспитанниками социальных учреждений. Причем эти знакомства происходят буквально за несколько минут: просто смотрите друг на друга, чуть-чуть общаетесь — и все, это надолго. С некоторыми людьми студенты общаются в течение года — переписываются и созваниваются. Например, так произошло с ребятами из детского дома № 4. Часто студенты ездят на выезды для того, чтобы встретиться с людьми, с которыми у них образовалась связь. Лично я часто езжу в психоневрологический интернат «Сосновая роща» для взрослых людей с особенностями развития — просто чтобы увидеть тех, кого знаю уже несколько лет.