Лекции Анны Владимировны Пожидаевой 26.03.2025

В нашей Киношколе уже прошли две лекции Анны Пожидаевой, из цикла "Готическая миниатюра XIII-XV вв.: виды, темы, развитие стиля".



Первая лекция называлась “Искусство книжной миниатюры готического периода"

Живое искусство

800 лет назад не было мультфильмов и даже комиксов. Зато были рукописные книги, их не только читали, но и
разглядывали, потому что человек во все времена любил истории в картинках.

"Книжная миниатюра XIII века в Западной Европе — нечто вроде лакмусовой бумажки, показывающей изменения, которые происходят с обществом, — говорит Анна Пожидаева. — В городах, особенно университетских, увеличивается спрос на книги, и производство рукописей перестает быть привилегией монастырей, появляются светские мастерские, производящие как ценные, обильно украшенные рукописи для высокопоставленных заказчиков, так и простые и дешевые «университетские» библии и псалтири”.

Узнаваемо, не правда ли? Ведь и в наше время интересно наблюдать за тем, как тенденции в искусстве отражают изменения
в обществе. В Средневековье благодаря
монахам-проповедниками появляется множество поучительных рукописей. Это,например, так называемые “морализованные” библии, где каждому сюжету из Писания
соответствует картинка-толкование (моральное, прообразовательное или даже социальное),адресованное заказчику-королю.

Многое меняется и в форме. В XIII веке в миниатюре появляются золотые фоны – влияние византийского искусства, которое
пришло в Западную Европу во время крестовых походов.

Не менее важная черта той эпохи —появление (не без влияния проповедников-доминиканцев) концепции мира как“Великого зерцала” замысла Творца. Так, популярным типом рукописи становится
Бестиарий, истолковывающий в христианском духе повадки реальных и фантастических животных.

Вторая лекция называлась"Проповедь, сатира или развлечение? Готическая книжная миниатюра в XIV веке"

В самом названии отражена вечная универсальность искусства. Оно всегда несет в себе одновременно множество функций: и образовательную, и морализаторскую, и сатирическую. Ну, и, конечно,развлекательную. Потому что в искусстве содержание не отделено от эстетики. Еще одна неизменная тенденция искусства:
оно все быстро перестает быть достоянием узкого круга и все больше обращается к широкому кругу публики".

Западноевропейская миниатюра 14 века, —говорит А.В. Пожидаева, — время появления «ковровых фонов», первых прославленных мастеров, распространения среди светских заказчиков моды на личные молитвенники-часосоловы. С этими рукописями прежде всего и связано появление так называемых «дролери» — забавных, пародийных или поучительных изображений на полях, которые могут сопровождать текст псалма или иной молитвы, указывать на популярную тему проповеди, быть орудием социальной или нравственной сатиры или же разными способами развлекать читающего".

На обеих лекциях зал был полон. Пришли и студенты киношколы, и постоянные участники интеллектуального клуба"Культурное дело" (Москва).
Казалось бы, Средневековье от нас далеко.
Но, достаточно немного прикоснуться к теме, и становится понятно, насколько важно знать истоки. Без богатейшей истории книжной миниатюры не было бы современного искусства, да и не было бы технологий, которые нам столь привычны.

“Меня эти лекции очень вдохновили, – говорит студентка Маша. – Даже помогли сдвинуть с мертвой точки мой собственный творческий проект. А еще я по-другому взглянула на средневековое искусство. Раньше оно казалось мне чем-то застывшим и примитивным, а теперь я увидела, что оно очень живое”.

СПРАВКА:
Анна Пожидаева — искусствовед, специалист в области раннехристианского искусства, искусства западноевропейского Средневековья, западнохристианской иконографии и мифологических сюжетов в изобразительном искусстве, автор многочисленных статей, в том числе в составе Большой Советской Энциклопедии, преподаватель НИУ ВШЭ, переводчик трудов по истории искусства.
Автор цикла и ведущий – поэт,культуролог, филолог, к.ф.н., доцент РАНХиГС Михаил Кукин.

Автор статьи – Карпов Е.В.