Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Южный административный округ

Волшебная сила искусства рождает веру в жизнь

В Общественной палате РФ по инициативе члена Комиссии по развитию и поддержке добровольчества (волонтерства), благотворительности и патриотическому воспитанию ОП РФ Сергея Рудова состоялся круглый стол «Арт-волонтерство и арт-педагогика в контексте социализации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья», в котором приняли участие эксперты в области специальной педагогики, психологии, арт-терапии, представители московских колледжей, общественных организаций, благотворительных фондов и социально ответственного бизнеса. В ходе дискуссии заместитель директора киноколледжа, педагог-психолог и руководитель арт-волонтерской практики Ольга ЛИПМАН представила инновационную программу, разработанную и успешно реализуемую коллективом киноколледжа №40 «Московская международная киношкола». (Независимое педагогическое издание "Учительская газета")

Независимое педагогическое издание "Учительская газета"

За последние 20 лет, в течение которых студенты нашего киноколледжа делают совместные фильмы, спектакли, концерты, выставки с воспитанниками детских домов и интернатов, мы убедились в том, что искусство имеет потрясающую силу воздействия. Это касается и тех ребят, которые попали в сложные жизненные ситуации, и наших относительно благополучных подростков, имеющих, слава богу, семьи и здоровье. И для тех и для других искусство становится средством для раскрытия себя, поиска собственного пути.
Под арт-волонтерством мы понимаем помощь социально незащищенным людям через искусство и творчество. Эту практику осуществляют студенты нашего киноколледжа (возраст 13-19 лет) в нескольких направлениях. Во-первых, дети-сироты, начиная с домов малютки и социальных приютов. Во-вторых, люди разного возраста с особенностями развития, в том числе с тяжелыми заболеваниями (ДЦП, аутизм). В частности, мы работаем в психоневрологических интернатах, в «палатах милосердия», где дети пребывают всю свою жизнь, часто даже не встают со своей кровати, потому что не могут двигаться, говорить, слышать, видеть, их состояние предельно тяжелое. Мы работаем с такими детьми и с помощью искусства пытаемся сделать так, чтобы они чувствовали полноту жизни и находили возможность выражать эмоции. В-третьих, одинокие пожилые люди в домах ветеранов.
Какое-то время назад мы придумали, как можно соединять одиноких детей и одиноких стариков. Одних бросили родители, других - дети и внуки, и тем и другим не хватает внимания, контакта, от этого они очень страдают. Вот мы и решили, что можно установить связи между ними, готовим с детьми-сиротами концерты, подарки, едем к бабушкам и дедушкам, стараемся там, на местах, завязать общение. Когда мы уедем, должна сохраниться связь, чтобы дети ходили в гости к старикам, устраивали праздники, писали письма.
Мы стараемся подобрать для совместной работы те виды искусства, которые адекватны детям, могут помочь в решении их проблем. Если это дети-сироты, мы включаем их в наши спектакли, чтобы они действовали на сцене, активно выражали себя.
Часто у нас получается устроить в разных регионах и странах яркий бродячий, «площадной» театр, который эмоционально воздействует на детей. Спектакль «Золушка» по сказке Е.Шварца мы сыграли 20 раз в России, Южной Корее, Таиланде, и везде в качестве участников и зрителей были брошенные, одинокие, бедные дети.
Особые возможности имеет в себе театр по отношению к тяжело больным взрослым людям. Они могут быть не только на колясках, но и не слышать, не говорить, имеют все возможные нарушения. Но и с ними мы делаем спектакли. Они не могут на сцене покидать инвалидные коляски, но тем не менее мы придумываем, как использовать реквизит и декорации, костюмы, чтобы актеры органично вписывались в спектакль и чувствовали себя полноценно.
В искусстве заложен потенциал для терапии. Поскольку дети, которые находятся в детских домах, домах малютки, пребывают в состоянии поврежденной психики, они нуждаются в эмоционально-чувственной и телесной реабилитации. Искусство открывает здесь огромные возможности, ведь это иной, идеальный мир, и первое, что мы делаем, - пытаемся вывести детей из тяжелой бытовой реальности, чтобы они смогли прикоснуться к какому-то абсолютно иному, возвышенному, красивому, чувственному миру. Мы делаем это с помощью детей, при их активном участии, чтобы они понимали, что можно самим менять мир, делать его таким, как ты хочешь, а не только сетовать, что он плох. Сначала мы создаем с детьми эскизы, наброски, замысел будущей творческой работы, а дальше делаем так, чтобы они с помощью наших студентов смогли произвести какое-то изменение вокруг себя (сделать красивые декорации спектакля, раскрасить фасад своего детского дома). Иной, идеальный мир - возможность попасть в любое пространство, в прошлое, в настоящее, в будущее, в любую действительность, которую ты хочешь придумать.
Еще один очень важный момент: и театр, и мультипликация, и кино - это возможность проживать какие-то роли. Понятно, что мир детей в детских домах, интернатах очень ограничен. Они не могут делать то, что хотят, поэтому должны жить по регламенту. Мультипликация позволяет прожить любые роли, придумать любых персонажей и дать им жизнь. С детьми, которые лишены движения, мы делали мультфильм, в котором они становились героями (с помощью фотографий), придумывали истории и приводили себя в движение, обретали это движение хотя бы на экране.
Кстати, у нас есть доказательства, конкретные примеры, что творческая работа помогает реабилитации и социализации детей. У них появляются стимул, цель, стремление к изменениям, они раскрываются на сцене или в других видах творчества, а это реально помогает тому, что детей берут в приемные семьи.
Искусство требует одновременно работы не только с интеллектом и чувствами, но и с телом, что очень важно для развития ребенка. Например, наши студенты делают с ребятами в детском доме танец. Дети пытаются повторить движения, сначала получается очень скромно, но через какое-то время у них включается механизм выражения, они начинают проявлять в пластике то, что испытывают внутри.
Открытие, которым мы очень дорожим, связано с тем, что наши студенты-подростки работают непосредственно, в прямом контакте с детьми в детских домах. У всех подростков, даже семейных, здоровых, успешных, все равно есть препятствия в контакте со взрослыми, страх, чувство опасности. У ребят в детских домах и интернатах эти чувства развиты гораздо сильнее, они считают, что весь мир - враги, как родители, которые их бросили, что все взрослые - предатели и от них ничего хорошего нельзя ждать. Нужен очень долгий процесс, чтобы сменить эту схему, а в нашей работе детдомовцы сталкиваются со своими сверстниками, которые к ним расположены. Сразу возникают контакт и понимание, возможность передать деткам какие-то жизненные навыки сильно увеличивается. Мы стараемся использовать коллективные виды искусства - театр, кино, мультипликацию, где особенно действуют прямые человеческие контакты.
Искусство связано с атмосферой чуда. Вера в чудо, которая есть у маленьких детей, чаще всего у подростков уже отсутствует, потому что они осознают, что обмануты и брошены. Мы стараемся восстановить хотя бы на время ощущение, что в жизни есть чудо, что его можно даже создать собственными руками. Прошлым летом в городе Кадникове мы вместе с подростками-сиротами рисовали большие картины и развешивали на зданиях детских домов. И случилось маленькое чудо: благодаря этим картинам люди стали обращать внимание на то, что в их городе вообще-то есть детские дома. Многие стали заходить, спрашивать: «Может быть, нужно чем-то помочь?»
У детей, которые находятся в интернатах, в детских домах, как бы отсутствует индивидуальная история. У семейных детей она есть благодаря заботе родителей, праздникам, путешествиям, семейным фотоальбомам и видеоархивам. У детдомовцев с этим проблема. Может быть, в их жизни случаются какие-то события, но они не складываются в такую историю, которая позволяет построить собственную жизнь, собственную семью, воспитать собственных детей. Искусство обладает фантастической силой, оно может за короткое время восполнить годы, пропавшие из-за отсутствия индивидуальной истории. Человек, проживая какую-то сказку, фильм или спектакль, обретает концентрированный жизненный опыт. Если такая работа с искусством непрерывна, то она очень многое может компенсировать для ребенка.
Любое настоящее искусство содержит в себе человеческие ценности. Искусство - это всегда о высоком, об идеалах. По крайней мере мы выбираем для работы в детских домах те сюжеты, в которых есть это высокое. Дети видят в обычной жизни, как правило, нечто другое, далекое от идеалов. Искусство в этом смысле помогает обрести нравственные опоры, поведать детям то, что не захотели и не смогли поведать им родители.
Искусство (и театр, и кино, и мультипликация) содержит такие важные элементы, как ритм, чувство партнера, чувство пространства. В обычной жизни ребенку очень сложно овладеть всем этим. Участвуя в спектаклях, фильмах, концертах, выставках, ребенок начинает чувствовать, как можно жить в ритме, как можно попадать в такт, как можно ощущать партнера и организовывать окружающее пространство.
Мы учим детей в детских домах и интернатах владеть камерой, фотоаппаратом, различной сложной техникой, они по ходу дела открывают в себе различные возможности и способности, а это может повлиять на выбор профессии. Сегодня в нашем киноколледже учатся уже четверо бывших воспитанников детских домов. С помощью наших родителей и друзей они были взяты в семьи, могут сейчас получать образование на актерском, операторском, анимационном факультетах, полноценно осваивать эти профессии. То есть у воспитанников детского дома появляется жизненный выбор, помимо того чтобы стать слесарями, сантехниками, швеями, что им было предуготовано без всякой альтернативы. Я думаю, что если расширить подготовку арт-волонтеров и арт-педагогов, то большое количество воспитанников детских домов могли бы на самом деле найти смысл собственной жизни, социализироваться, открыть себя через искусство.
Арт-волонтерская практика оказывает колоссальное влияние на студентов и педагогов, которые в ней участвуют. Как будущие деятели искусства, они могут увидеть, почувствовать, пережить настоящие человеческие проблемы (не заниматься болезненным самовыражением, как часто бывает в современном искусстве, но видеть других людей, сочувствовать и сострадать им). Когда подростки видят, какие бывают вокруг страдания и проблемы, они уже по-другому начинают к этому относиться, понимают болевые точки в обществе, как можно их лечить. Они понимают, что есть человеческие связи, учатся помогать любому человеку. У нас колледж искусств, наши выпускники получают дипломы актеров, фотографов, мультипликаторов, но мы прежде всего понимаем, что искусство должно быть ради кого-то и во имя чего-то, а не для того чтобы человек себя любимого чествовал и собой гордился.
В последнее время к нашей арт-волонтерской работе все чаще присоединяются люди из престижных крупных фирм, которые тоже хотят быть волонтерами. Они приезжают с нами в детские дома, интернаты, с радостью взаимодействуют с детьми, а потом делятся с нами опытом, говорят, что это были для них очень счастливые моменты жизни.
Во время экспедиции в Польшу мы оказались в одном детском доме и были потрясены. Мы даже не почувствовали, что перед нами детдомовские дети. Дело в том, что у каждого ребенка в Польше есть свой личный волонтер! Студенты вузов, молодые люди прекрасно знают, что помимо своей жизни у них есть еще такая важная работа, и они опекают хотя бы одного ребенка. Наша страна гораздо больше, чем Польша, и я думаю, что мы способны найти волонтеров для всех обездоленных детей. А искусство может помочь и детям, и волонтерам.